Что делает искусство современным? Почему художники отказываются от живописи, создают манифесты, бросают вызов телу, зрителю и самому искусству?
В поисках ответа на этот вопрос мы пройдем по истории искусства от конца XIX века до наших дней: Сезанна, Кандинского и Малевича до Дюшана, Уорхола, Бойса и Херста. Проследим, как меняется язык искусства — от живописной экспрессии до концептуального жеста, от телесного шока до постмодернистской иронии. На лекциях разберемся, как рождаются художественные направления, как формируются новые ценности — и почему вопрос о подлинности вновь и вновь становится главным.
Курс проходит в рамках образовательной программы «Арт-менеджмент».
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.
Место: лекторий masters, Левашовский Хлебозавод, Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург
Предыстория. Рождение современного искусства в XIX веке
Постимпрессионизм, ар нуво и рождение ранних форм модернистской экспрессии: Сезанн, Гоген, Ван Гог, Мунк. Ранние формы программного искусства: «Черный кот» и Салон непоследовательных; Альфонс Алле и другие.
Модернизм первой трети ХХ века. Живописная экспрессия
Экспрессионизм и фовизм во Франции и Германии: Осенний салон в Париже, группы «Мост» и «Синий всадник». Возгонка экспрессии; рождение абстрактного искусства (Клее и Кандинский). Концептуализация экспрессии; общая теория цвета, проблема квази-науки и квази-религии (Кандинский, Иттен и Хилла фон Ребай).
Модернизм первой трети ХХ века. Структура. Эволюция кубизма – в пределах живописи и за ее пределами
Аналитический кубизм и рождение новых принципов формообразования; синтетический кубизм и выход за пределы живописи; Брак и Пикассо между 1909 и 1913 годами. Ар деко и аттракционные формы посткубизма; Пикассо после 1915 года. Программный посткубизм за пределами живописи: минимализм (Малевич, Мондриан) и конструктивизм (Татлин, Родченко, Лисицкий).
Модернизм первой трети ХХ века. Концепт. Дада в Нью-Йорке
Программное искусство и значение манифестов. Футуризм как искусство нового типа (Маринетти и спортивный автомобиль); рождение концепции реди-мейда. Постфутуризм и патафизика; европейцы в Нью-Йорке; Дюшан, Пикабиа, Краван.
Модернизм первой трети ХХ века. Действие. Сюрреализм как радикальное искусство
Первый сюрреализм: подсознание, абсурдная комбинаторика и автоматическое письмо; квази-изобразительные практики («изысканный труп», Макс Эрнст, Рауль Юбак). Второй сюрреализм: подсознание, действие, насилие, разрушение; мир реальности и радикальное искусство. Жорж Батай и телесное; Андре Бретон и политическое.
Поздний модернизм. Абстрактный экспрессионизм и новое начало модернистской живописи
Проблема начала нового цикла развития; возвращение живописи. Нью-Йорк и Париж в 1947 году. Живопись фактуры (Дюбюффе); живопись жеста (Кунинг, Клайн, Поллок); живопись цветового поля (Ротко и Барнетт Ньюман); проблема исчерпания возможностей.
Поздний модернизм. Нео-дада. Против живописи
1951 год и завершение живописи послевоенной традиции. Америка и методологическая борьба с живописью: Роберт Раушенберг между 1951 и 1954 годами. Европа после 1954 года и пародирование живописных практик: Ив Кляйн, Пьеро Манцони и другие «новые реалисты».
Поздний модернизм. Минимализм. Против живописи и скульптуры
Программное искусство. Новая природа цвета – против живописи и ее ценностей: от Эллсуорта Келли 1951 года до Тадааки Кувайамы. Новая природа формы – против скульптуры: Дональд Джадд и другие минималисты.
Поздний модернизм. Поп-арт. Против высокого искусства
Проблема противопоставления высокого и низкого; авангард и китч; наследие героического модернизма конца 40-х – в эпоху 50-60-х годов. Америка как страна наступившего будущего (выставка «Это – завтра»). Художник, индустрия конвейерного производства и общество потребления; массовая культура и новая поэзия банальности; Уорхол, Лихтенштейн, Вессельман.
Поздний модернизм. Радикальное искусство – о подлинности материального. Земля, плоть и кровь.
Новый руссоизм и наследие Батая в середине 60-х; возвращение к природе как единственному пространству подлинности; Йозеф Бойс. Тело как источник вдохновения: венский акционизм (Отто Мюль, Гюнтер Брус). Женское тело против мужского: ранний феминистский акционизм (Кароли Шнееман, Шигеко Кубота).
Поздний модернизм. Концептуализм – о подлинности символического. Знаки и знаковые системы.
Поиск подлинного за пределами мира природы: концептуализм как часть радикального искусства. Джозеф Кошут середины 60-х: концептуализм как чистая методология; реальность знака-индекса, знака-копии и знака-символа. Концептуализм и ирония: группа «Искусство и язык». Концептуализм и политика.
Постмодернизм – о неподлинности всего сущего
Симуляция, стилизация и апроприация как способы проблематизации подлинности телесного жеста, адекватности изображения (знака-копии) и самого существования Автора. Выставка «Pictures» (1977) и рождение постмодернистской методологии. Синди Шерман и Шерри Левин.
Современное искусство. О возможности живописи. Неоэкспрессионизм и «плохая живопись»
Проблема начала нового цикла развития; возможность еще одного «возрождения живописи». Полемика рубежа 70-80-х; методология и политика. Подлинность живописного жеста в ситуации постмодернизма; симулятивные формы экспрессии; Джулиан Шнабель и другие.
Современное искусство. О возможности программного искусства. Нео-гео и нео-поп
Минимализм и поп-арт в Америке в ситуации 80-х; усложнение контекстов; возгонка симулятивности; Джефф Кунс как воплощение постмодернистского искусства и символ эпохи. Английский нео-гео как введение в эстетику «молодых британских художников» (Young British Artists, YBA).
Современное искусство. О возможности телесности. Новый радикализм
Материальное, природное, телесное – ценности радикального искусства – в контексте постмодернистских симуляций и апроприаций. «Молодые британские художники» 90-х годов: Мэтт Коллишоу, Марк Куинн, Дэмиен Херст.